Главная

Это интересно!

Вопрос-ответ

Личные консультации

Статьи по психологии

О проекте

Информация о консультанте


Опрос

Для чего Вы посетили этот сайт?


Ищу помощи психолога
Интересно посмотреть содержание
Случайно попал/а на сайт



Валентина Пономарева. Зачем малышу погремушка?

В первый год жизни формируются все основные структуры детского организма, и роль разнообразных ощущений, благодаря которым младенец воспринимает мир, чрезвычайно сильна. Таким образом, кроха очень нуждается во впечатлениях.

Самая первая игрушка малыша – погремушка. Когда он способен лишь лежать, не умея обращаться не только с предметами, но и с собственным телом, заботливые домочадцы подвешивают над кроваткой звенящие гирлянды. (Кстати, принято считать, что оптимальное расстояние для этого – примерно 20 см).

А месяцев с трех уже и в ручку вкладывают погремушку, чтобы можно было и смотреть, и размахивать. Родителям обычно советуют обращать внимание на прочность, выбирать фигурки разного размера, формы, цвета, а также не забывать их менять время от времени.

Что касается смены предметов, то это вполне понятно, но для самых заинтересованных воспитателей процитируем авторитетнейшего в этом вопросе Д. Эльконина:

«… ребенок… ставит предмет во все новые и новые положения… Как только возможности новизны оказываются исчерпанными, угасает ориентировочно-исследовательская активность, а вместе с ней и рассматривание. То же самое имеет место и в повторных движениях, будь то похлопывание по предмету или постукивание погремушкой. Различие… в том, что новым в этих случаях является не только каждый раз новое положение предмета, но и, например, звучание… то более сильный, то более слабый звук являются тем новым, что побуждает ребенка к действованию и поддерживает относительно продолжительное манипулирование».

По поводу формы погремушки заметим, что младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным, к концентрическим фигурам и изломам (не острым!). Это связано с тем, что его самые первые тактильные ощущения, дарящие удовольствие – прикосновение к округлой материнской груди. В погремушечный арсенал хорошо включать предметы с ручкой: они прекрасно помогают в развитии координации и хватательных движений малыша.

И еще кое-что о зрительном и слуховом восприятии. К трем месяцам у ребенка складывается бинокулярное зрение, в четыре – он уже не просто видит, а смотрит, т.е. активно реагирует на увиденное. Причем, этот период не случайно называют «оранжевым»: именно мягкие оранжевые тона вызывают положительные эмоции малыша. Это доказано экспериментально, как и то, что младенцы скорее пугаются высоких тонов, а успокаиваются при низких ритмичных звуках, соответствующих их сердцебиению и дыханию. Вы можете учесть это, когда будете играть с деточкой.

Когда моя дочь пребывала в младенческом возрасте, у нее были три любимые погремушки, и все три – с ручками. Одна – довольно простенький петушок на палочке, с одной стороны – белый, с другой – спокойного желтого цвета. Другая – три бело-красных шарика, крутящихся внутри колец, закрепленных пластиковыми спицами на бледно-желтой ручке. Третья – розовые и голубые бабочки внутри мягко-голубого цветка с выпуклой прозрачной серединкой, на такой же голубой ручке.

Признаюсь, что расстаться с ними у меня не хватило сил. Но вот что интересно! На протяжении детства и даже отрочества мы с дочкой время от времени доставали и рассматривали вещи, с которых начиналась ее жизнь: пара нарядных распашонок, крошечных платьишек… и те самые погремушки. Удивительный ностальгический интерес к ним наблюдался. Одна из погремушек даже не выдержала его и сломалась...


Шаркунок

А знаете ли вы, как появились погремушки? Вовсе не ради одной забавы. В древнем мире они выражали космогонический символ кроны Мирового дерева – Небесного мира, имели благословляющий ребенка характер, а также использовались для призывания к младенцу защитных сил – духов или ангелов и недопущения темных.

На Руси их делали, например, из глины, закладывая внутрь двух полых половинок глиняные же шарики и затем их соединяя. А еще – из дерева, бересты, лозы. И форма была разная – от округлой до цилиндрической и крестовой. Наполнялись они камешками, горошинами, маковыми головками. И назывались по-разному: шаркунок, грематушка, побрякушка. В этом ряду шаркунок (или шаркун) – особая статья. Он повторял модель мирозданья, и представлял собой очень сложную конструкцию. Забавляясь с ним, ребенок впервые в жизни соприкасался с устройством мира.
Так что погремушка – это очень важно!

Источник: Интернет-журнал «ШколаЖизни.ру» http://shkolazhizni.ru/



Консультация психолога online  © 2006,2010 ConPsy Design Studio 
Rambler's Top100 CONPSY Яндекс цитирования